"Мы учимся не для школы, а для жизни" (принцип воспитывающего обучения в Древней Греции)
Связь обучения и воспитания
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22018-11-20 09:23:34
На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее: обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия неразделимы. Нам хорошо известны слова Льва Николаевича Толстого, который сказал, «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». Трудно не согласиться с великим классиком, тем более что обучение воздействует не только на ум, но и на чувства, волю, характер ребенка, при этом вооружает его необходимыми жизненными умениями и навыками.
Современное образование невозможно без обращения к личности. Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требование сегодняшнего дня. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Считаю, что основная функция учителя – не столько быть источником знаний, сколько создать такую атмосферу в классе, в которой процесс познания станет увлекательным и интересным для каждого ученика.
Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто образованный и знающий человек. Учитель – это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс – те же зрители. Но учитель – больше, чем актёр. Даже самый-самый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за своего зрителя, а учитель – несёт. Учитель – ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он не сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание – это, прежде всего, призвание и талант.
Воспитание – один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и непрерывностью.
Воспитание на уроке … На него работает все – и стиль общения, и дидактическая структура, и методические приемы. Мы привыкли думать, что воспитание на уроке – это прежде всего примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Поэтому уроки литературы, истории, иностранного языка предоставляют якобы большие возможности для воспитания, чем уроки физики и математики.
Между тем, воспитывающий потенциал урока как такового, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок.
О воспитании на уроке, то есть в процессе обучения писали многие учителя и ученые. Например, В.А. Сухомлинский утверждал, что «быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
Понижение нравственной культуры в нашем обществе в последние годы прежде всего отразилось на детях. Поэтому я считаю, что учитель должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке; пусть совсем чуть-чуть, пусть хоть словечко, но и это словечко не будет сказано зря, поскольку дети очень восприимчивы к хорошему. Любой учитель, будь то учитель литературы или же математики, должен развивать в детях чуткое отношение к жизни. Учитель не может закрывать глаза на ребёнка и видеть лишь объект обучения. Нравственность можно воспитывать по-разному, совсем не обязательно говорить строгим голосом: «Дети, так делать плохо, а так хорошо». Нравственные моменты есть практически везде.
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если по словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, то учитель может и должен помочь формированию душ учащихся.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся путем, формирования у них опыта социальных отношений, социальной деятельности.
Даёт возможность применения сформированных на уроках УУД, предметных знаний и умений для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни, умению учиться.
Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения индивидуализации обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках урока. На этапе начальной школы решаются задачи ознакомления учащихся с разнообразными приемами рациональной организации учебного труда, выявления индивидуальных предпочтений в их использовании.
Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей учащихся. С одной стороны дальнейшее (вслед за уроками) совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С другой стороны развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных, создание ситуация успеха для каждого ребёнка. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать личный опыт социализации.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребёнок.
Рассмотрим уровни воспитательных результатов.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Таким образом результат образования это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, призвана сформировать учебную мотивацию;
Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе, педагогов, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.
Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга
Для реализации требований стандарта второго поколения с учетом потребностей общества и родителей обучающихся, в нашей школе внеурочная деятельность организуется по направлениям личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Как же заинтересовать? Как привлечь внимание учащихся?
Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством
предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов. Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету.
Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но они это не очень любят. Стремление учителя воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.
Без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от нас сдержанности, терпения, доброты. Для своих учеников мы должны быть не только носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет приобрести иммунитет ко злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и сверстниками, найти свое место в жизни. Урок же стал частью нашей жизни. Мы проживаем его вместе со своими учениками, предлагаем детям поразмышлять над полученной информацией, задуматься над причиной и следствием происходящего в мире. Стараемся воспитать в каждом ребенке любовь к своей малой родине, ответственность за совершенные поступки, стараемся целенаправленно влиять на ум, воображение, чувство учеников, развивая богатство их души.
Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. Но вместе с нашими детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя.
Каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.
Поделиться32018-11-20 19:21:00
Считаю, что основная функция учителя – не столько быть источником знаний, сколько создать такую атмосферу в классе, в которой процесс познания станет увлекательным и интересным для каждого ученика.
Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто образованный и знающий человек. Учитель – это актёр и режиссёр-постановщик своего урока. От таланта учителя зависит обучение и воспитание учащихся.
На воспитание и образование влияет и стиль общения, и структура урока, и методические приемы.
О воспитании на уроке, то есть в процессе обучения писали многие учителя и ученые. Например, В.А. Сухомлинский утверждал, что «быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».
Поделиться42018-11-21 23:32:22
Обучение и воспитание представляют собой единый процесс формирования личности. Развивать гармоничную личность — значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности, через содержание, формы, средства обучения.
Взаимосвязь между обучением и воспитанием не односторонняя. Обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, а уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность и качество обучения.
Обучение становится личностно значимым, когда акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, направленных на формировании личностного отношения к ним.