МОАУ Башкирская гимназия, Нефтекамск

Педсовет БГ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Педсовет БГ » Педсовет, ноябрь 2018 » Новые технологии


Новые технологии

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

«Современный» урок обязательно должен основываться на использовании «современных» педагогических технологий? Это аксиома?

0

2

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всѐм многообразии урок остаѐтся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые ФГОС, урок должен стать новым, современным.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений )
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим методические приѐмы на разных этапах урока.
Организационный момент

«Фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
«Пословица-поговорка». Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.
«Высказывания великих». Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.
«Эпиграф». Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме.
Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности.
«Тема - вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса.
«Работа над понятием». Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».
«Ситуация яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

«Подводящий диалог». На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Группировка». Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

«Домысливание». Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока.
Актуализация знаний
«Интеллектуальная разминка». Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. «Обсуждение выполнения домашнего задания». Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено домашнее задание.
«Лови ошибку!». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом.
«Своя опора – шпаргалка». Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга. «Корзина идей, понятий, имѐн». Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
Первичное восприятие и усвоение учебного материала
«Ключевые термины». Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
«Мультимедийная презентация». Приѐм облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
«Вопросы к тексту». К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений: (Почему? Как доказать? Чем объяснить? Вследствие чего? В каком случае? Каким образом?) «Хорошо – плохо». Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Применение новых знаний
«Своя опора». Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
«Сорбонка». Прием предназначен для заучивания исторических дат, всевозможных определений, иностранных слов, таблицы умножения и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, выражение, а на другой – ответ.
«Тесты». Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развѐрнутым ответом и др.
«Работа по дидактическим карточкам». Данные приемы можно использовать в урочной и внеурочной деятельности. Они способствуют формированию универсальных учебных действий, делая урок современным, отвечающим требованиям ФГОС.

0

3

Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Цитаты:
Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. —

0

4

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии

0

5

Методические формы и приёмы на современном уроке литературы.
На уроках литературы учитель должен создавать условия для интеллектуального развития учеников, создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Современный урок - это сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.
Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость.
Внимание педагогов все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.
1. Опорные схемы.
2. Диалог.
3. Мозговой штурм.
4. Игровые моменты.
Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение, бесспорно, активизируют учебный процесс. На уроке литературы игровые моменты пробуждают критическое мышление, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» - «узнал  новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» - «есть вопросы»?
Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой разветвляется «гроздь». Данный приём помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.

На завершающей стадии  урока можно применить методы: синквейн, фишбоун, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Опишите портреты Л.Толстого. Дайте характеристику данному периоду жизни писателя
Составьте синквейн
   .

Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ героя. «Фишбоун» - «скелет рыбы». Это схема, в которой нужно отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».

Эссе — небольшое сочинение по заявленной теме в свободной форме Прием востребован на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания, МХК.
Можно выделить единый алгоритм написания эссе.
1) Учитель заранее отбирает тему эссе или высказывание (афоризм), соответствующее изучаемому материалу.
2) На уроке проводится «мозговой штурм» по поводу проблемы, изложенной в высказывании. Отбираются предположения, о чем пишем? Здесь вычленяется проблема, а не отбрасывается мнение учащегося.
3) Оговаривается время. Это может быть работа на 5-20 минут.
4) Желающие могут прочитать перед классом свое эссе.
5) После проверки учителем зачитываются лучшие сочинения на следующих уроках.
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
«Защита героя». - Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству. Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся.
Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Отредактировано Наталья Мустафина (2018-11-16 14:10:39)

0

6

К новым современным  подходам  к содержанию и результатам образования является
достижение  метапредметных и предметных результатов при обучении русскому языку и литературе.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.  (А.Г. Асмолов)
      На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»
       Не мыслям следует учить, а мыслить.  (И.Кант).
       Учить мыслям бессмысленно, так как в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
«…у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта».
В практике образования обучающихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль.
- РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
- педмастерские
- проектная деятельность
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию.  Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
- Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
Осмысление полученного опыта.
Обобщение (рефлексия).
Применение на практике.
- личностно–ориентированные технологии обучения
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
- Интегративная технология

Для формирования коммуникативных УУД можно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:
«Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками» (приём «слоёного пирога»),
«Составление кластера»,
составление схем «Фишбоун».
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить», -писал Т. Эдисон.
Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы Токийским профессором Кауро Ишикава в 1960 году, поэтому их ещё называют диаграммами Ишикава.
В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
            Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.     
«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения.

0

7

Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных продуктивных технологий. Конечно, большое значение на уроках иностранного языка имеет применение игровых технологий, которые способствуют развитию мотивации и творческого потенциала учащихся, а также деятельность, направленная на развитие памяти, логики, мышления, компенсаторных способностей. Главная задача - научить понимать и говорить правильно на языке, в помощь приходят разные технологии.
Одной из наиболее продуктивных считаю “Brain Storming”(Мозговой штурм): путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Например, Teacher: What comes to your mind when you hear the expression: What is a calendar?
Регулярно практикуем спонтанный пересказ по цепочке «Go on!». Сразу после чтения текста на любую тему детям дается буквально минута сконцентрироваться и запомнить содержание прочитанного, после этого начинается пересказ текста по цепочке без опоры, очень важно при этом слушать товарищей и продолжить ход мыслей.
Детям также нравится составлять текст на основе совершенно не связанных друг с другом рисунков и предметов. Задача заключается в составлении единого текста. Учитель показывает эти рисунки (предметы) по очереди, дети сочиняют предложения по цепочке, каждому ребенку достается свой рисунок, а в итоге получается цельный текст с очень интересным сюжетом.
Эти и многие другие виды работы на уроках английского языка способствуют повышению мотивации учащихся и делают образовательный процесс более продуктивным.

0


Вы здесь » Педсовет БГ » Педсовет, ноябрь 2018 » Новые технологии